7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Пример резьбы морской лошади

Пример резьбы морской лошади

Теги: резьба, морская лошадь

Попытка по ходам продемонстрировать резьбу зооморфной фигуры Гипокампуса. 
Некоторые предварительные замечания. Начал разметку и подбор материала до Нового Года, однако, потом отложил в сторону, так как не было времени, были другие работы по ходу действа, поэтому началом можно считать первую половину февраля. 
Мне надобно вырезать 3-4 таких зверя, для оформления подставки под сегмент. Как это будет выглядеть в конечном варианте пока не решил, резать начал спонтанно, просто чтобы руки занять и потренироваться. 
Режу исключительно в выходные, да и то не каждые, по 2-6 часов, как время есть. 
Если взять чистое время то на подобное"творчество" должна уйти чистая неделя, при работе 8-10 часов в день+время на обработку. У мастеров видимо еще меньше. 
Размер 10 см от носа до хвоста, 4,5 см в высоту.
Материал - слива, просто была высушенная, интересно было попробовать, до этого никогда не использовал. Общее впечатление: понравилось, но сохнет, зараза, очень нестабильно дает трещины. 
1. Для начала сбор материала. В качестве основы выбрана фотография работы неизвестного французского мастера из какого-то австралийского музея (кому не лень найдите сами). Фотография с википедии, как раз со статьи про Гипокампус. Материал, видимо, кость, размеры не знаю.

Будем помнить, что работа по фотографии имеет свои особенности, так как фотограф почти никогда не снимает под углом строго 90 градусов, почти никогда нет видов с разных сторон, почти всегда есть искажения, почти всегда Ваш размер и материал будет иным чем в исходнике, ну и все такое прочее. 
Настоящие скульпторы работают с рисунков. Ну а мы переходим к следующим подготовительным этапам, так как скульпторы мы не настоящие, .да и художники те еще, в большинстве своем.
2. Анатомия. Любой зверь, как не чудно, имеет анатомию...Вот она то нам и поможет. Анатомию принято изучать по атласу, некоторые потом не только по нему родимому учат, Клодт еще в живодерню ходил. Пирогов замороженные трупы пилил, потом не только трупы...
Нам (мне уже, очень надеюсь, навсегда) это не грозит, опять таки не те задачи. Поэтому обращаемся к большой мировой помойке и находим то, что нам надобно.

Лошадь хрупкое милое животное(с большими зубами и сильными ногами), поэтому добавим несколько фотографий этой скотинки и на этом ограничимся.

Все это нам надобно, что бы понять как там эти кости мышцы, связки и прочая требуха сочетается, конструируется и пр. и пр. Да, можно от анатомии только отталкиваться, стилизовать и так далее, но, тем не менее, анатомию предмета надобно знать.
3. Начинаем рисовать, а куда денешься? Что тут сказать, хотя бы пару набросков придется сделать, иначе вся работа будет на смех мышам, ну не научитесь Вы резать без основ рисунка, хоть по фотографии, хоть как хотите, пожалуй, исключение корнепластика.
Тут все просто и вновь поможет мировая сеть (помойка). Как правило, на уровне детского сада любой взрослый человек сможет научится рисовать, просто надо повторить с карандашом в руках, обучающей курс, поверьте любой может научиться рисовать, понятно Рафаэлем не станет, но рисовать сможет, ну так нам с Вами в резьбе до Гиббонса как до Луны пешком в известной позе.
С Вашего позволения я не буду свои наброски приводить, то что рисовал на подготовительном этапе не стал фотографировать, рисую я несколько лучше чем режу, основа ниже.

Следующий этап - лепим. Вот тут строго на любителя. Лепить можно и нужно, так как на плоскости листа сложно понять динамику фигуры. Я, правда, всегда этим моментом пренебрегаю, а зря. Леплю я только для того, чтобы понять повороты тела в динамической фигуре, практически в черновую. Возможно тут поможет 3D моделирование, но вот тут я точно пас, хотя идея богатая.

Все, подготовка кончилась, пора и резьбой заняться.
Выбираем материал, в идеале это должен быть брусок квадратного (прямоугольного) сечения для миниатюры по убыванию самшит-груша-слива-???-яблоня или любое иное дерево с плотной структурой. Не подходит однозначно дуб, бук и прочая и прочая...липа, это можно и нужно использовать только при большой резьбе. Кто интересуется тот сам в интернете найдет, и клен хорош, и ольха и иное прочее, но на своем месте.
Размечаем контур, тут нам и понадобится исходник.

У меня, к сожалению, бруска не было, был аля горбыль. Стволик сливы высох и треснул почти наполовину, что потребовало дополнительного усилия в работе.
Обрезаем по контуру.

И получаем примерно то, что на фотографии выше. 
Начинаем все это приводить к чему-то удобоваримому. Смотрим на исходник и убираем все что нам мешает. Основные инструменты: косяк, разнообразные радиусные штихеля, прямая стамеска разного размера, прямой нож. Упаси Вас Боги пытаться на этом этапе делать деталировку, только общий план, голова, лапы, хвост. Но всегда выдерживаем срединную линию фигуры. Кто плохо понял для чего нужна анатомия, напомню у зверей имеет место быть осевая симметрия тела, вот эту ось и выдерживаем. При этом карандаш - Ваш друг помощник и второе после резца орудие, третье голова с глазами, и только четвертое руки, их надо беречь. 
Получаем

Начинаем прорабатывать анатомические детали, только общие черты.

Получаем по основным деталям, квадраты в сечении, квадратная голова, квадратная лапа, прямоугольный хвост ну и прочее.
И начинаем все это добро округлять на 6 и 8- гранник. Тут у меня в фотографиях лакуна, но думаю, что и так понятно.
В результате примерно такая беда у Вас должна выйти

И опять не надо пытаться на этом этапе делать деталировку, только общий план, только основные изгибы тельца, и основные анатомические точки.
Для прорезки междулапья вполне можно взять - гравер (дремел, проксон, китаяся, раша) с набором фрез и боров, в основном цилиндрических, но можно и шаровидных в некоторых местах. Но можно и не брать, так просто быстрее.
А вот следующий этап я делал не совсем по классике, классика подразумевает под собой, чистую резьбу, почти без использования шкурки. 
Но я взял, мне надобно было понимать, что дальше надо срезать, опять же можно и не брать и не зашкуривать просто так быстрее выходит.
В результате подготовительного этапа получаем

Вот примерно с этого этапа можно и чуток деталировкой заняться, я гриву слегка проработал.
Смотрим и разбираемся что тут лишнее, что выпирает чего не хватает. 
Далее начинаем проработку деталей.

© www.shipmodeling.ru, 2013   
© Александр Рыбаков,  2013