7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Яхта Britannia. Модель фирмы Mamoli

Яхта Britannia. Модель фирмы Mamoli

Теги: Mamoli, MV44, Яхта

Вид модели

 

Заказанная Принцем Уэльским, ставшим позже королем Эдуардом VII (Edward VII), яхта Britannia была спущена на воду в 1893 году. Ее изящество и красота позволили завоевать целый ряд призов на различных парусных соревнованиях. При длине 121 фут и 6 дюймов (около 37 м), она имела деревянную обшивку по стальному набору.
После смерти Эдуарда VII яхта перешла в собственность Георга V (George V), а после его смерти в 1936 году была отбуксирована в Ла-Манш, где и затонула возле острова Уайта (Isle of Wight).
Набор от Mamoli отлично передает изящные формы этой красивой яхты и позволяет создать модель длинной 780 мм и высотой 1000 мм (на подставке). Поэтому, как настольная, эта модель потребует довольно много места.

 

Набор

Одна из первых вещей, которая бросается в глаза после открытия коробки - пачка чертежей. Она включает в себя 5 двусторонних листов превосходных рисунков и инструкций на четырех языках, включая английский. Они делятся на две отличающиеся друг от друга части - общие инструкции, применимые ко всей модели, напечатанные на внутренней стороне обложки пакета чертежей и описания специальных процедур, связанных с постройкой модели рассматриваемого судна, объединенные с соответствующими чертежами. К комплекту также прилагается список деталей и материалов набора. Список выполнен с двух- или трехбуквенной кодировкой, значительно облегчающей идентификацию элементов модели. С другой стороны, такое разделение требует дополнительных затрат времени и прыганию от одного листа к другому, что, при немного более упорядоченном выполнении документации, можно было избежать. Однако следует отметить, что в документации отображена вся требуемая для качественной постройки модели информация.
Деревянные полосы и рейки имеют достаточное, хотя и не высшее качество. В наборе имеются и предварительно вырезанные элементы. Также к набору прилагается большое количество дельных вещей, имеющих исключительно высокое качество, аккуратно упакованных в специальную пластиковую коробку со множеством отделений. Похоже, что большинство элементов набора не просто собраны из отдельных стандартных деталей, а разработаны и выполнены на высоком уровне специально для него.
При всем этом у моделиста еще и остается возможность выбора: выполнить настольную или ходовую парусную модель и для обоих вариантов в наборе имеются все необходимые деревянные и металлические заготовки (сейчас металлический груз для ходовой модели не входит в стандартную поставку и покупается отдельно - прим.).

 

Изготовление корпуса

Шпангоутные рамки устанавливаются на килевую рамку общепринятым способом. Не все соответствующие вырезы в этих элементах выполнены достаточно аккуратно, чтобы изначально обеспечить простоту сборки и достаточную жесткость каркаса, как ожидается от такого набора. Поэтому необходимо использовать как уплотняющие подкладки в соответствующих местах, так и выдерживать достаточное время для высыхания клея (сейчас именно в этом наборе используется лазерная резка, что значительно повысило его точность - прим.).
Весьма удобным и продуманным в этой части проекта оказывается то, что и верхушки шпангоутных рамок и оконечности килевой рамки удлиненны до одного уровня. Это весьма практично в смысле обеспечения исключительной стабильности каркаса в положении 'вверх килем' на рабочем столе (Рис. 1.1).

 

Каркас корпуса

Рис. 1.1. Каркас корпуса.

 

Торцы шпангоутных рамок обрабатываются для обеспечения прилегания к ним обшивки (малковка - прим.), после чего производится первая обшивка корпуса липовыми планками. Внимательное и полное изучение инструкции показывает, что в последующем верхние части шпангоутных рамок должны быть срезаны до уровня палубы, поэтому требуется повышенное внимание при установке планок в районе фальшборта, склеивая их между собой, но ни в коем случае не приклеивая их к шпангоутам, а только прижимая булавками или гвоздиками.
Вторичная, чистовая обшивка может быть выполнена как обычным методом - вдоль ватерлинии, так и, для обеспечения дополнительной прочности корпуса, под углом в 45° к ней. Во всех случаях следует помнить, что полоски чистовой обшивки из красного дерева (mahogany) нарезаны поперек волокон. Это придает им и корпусу модели после их финишной обработки исключительно приятный и эффектный вид, но, с учетом их размера - всего 4x0.5 мм - требует, чтобы работа с ними производилась с повышенным вниманием во избежание их поломки. Для установки вторичной обшивки видится наилучшим использоваание контактных клеев, в частности предлагается к использованию один из лучших клеев этого ряда - Dunlop Thixofix. Это гель, при необходимости он легко счищается и может элементарно и без лишнего беспокойства наносится пальцами.
Как упомянуто выше, здесь наступает момент выбора вида модели: ходовая или стендовая. От этого зависит выбор материала киля. В наборе прилагаются как свинцовые отливки (сейчас они не входят в стандартный набор - прим.), если у моделиста появиться желание утопить завершенную модель в ближайшем пруду, так и деревянные заготовки для имитации груза фальшкиля. Из-за отсутствия ближайшего пруда мы пойдет другим путем (с). Деревянные заготовки-имитаторы следует предварительно, до установки их на модель, грубо обработать, чтобы снять как можно больше лишнего материала с последующей, после приклеивания, точной их доводкой по месту, чтобы выполнить все линии сопряжения между обшивкой и фальшкилем плавными и переходящими друг в друга.
Рулевая сборка состоит из четырех металлических крюков, укрепляемых на корпусе, на которых подвешивается - на бронзовом стерженьке - руль. Эти крюки должны быть немного сошлифованы по ширине для обеспечения беззазорной посадки в соответствующие, выполняемые на корпусе, гнезда. Для разметки этих гнезд используется сам руль.
Палуба также обшивается отдельными полосками. Проще всего выполнить этот этап работы, если вначале очень внимательно и не спеша установить первую 'доску' по осевой линии палубы, а уже от нее вести обшивку в сторону бортов. И опять, контактные клеи - самый лучший выбор для работы со столь тонкими деталями, как планки чистовой обшивки, т.к. использование менее вязкого клея ПВА приводит к деформации деревянных полос и задиранию их концов в процессе высыхания. После окончания обшивки палубы (Рис. 1.2) высверливаются и вышлифовываются до нужной формы и размера шпигаты. Согласно инструкции, таких шпигатов должно быть по семь на борт, а их расположение вроде бы можно найти на сборочном чертеже. К сожалению, сборочный чертеж не несет такой информации, поэтому приходится размечать шпигаты, просто раскидав их равномерно по длине борта.

 

Обшитый корпус

Рис. 1.2. Обшитый корпус, готовый к покраске.

 

Желательно высверлить в фальшборте отверстие под бушприт до установки планширя. Не так просто просверлить это отверстие изнутри, т.к. даже самый маленький патрон - по закону бутерброда - хотя бы раз, да зацепит и загрязнит или даже поцарапает чистую палубу. Поэтому от 'внутреннего' сверления следует отказаться. Сверление же снаружи, начиная со столь острого ребра форштевня, также не столь безопасно для модели. Рекомендуется очень острым ножом сделать в форштевне небольшую лунку и затем сверлиться снаружи.
Фигурный планширь по верху фальшборта изготовлен в виде сборки из пяти 2x1 мм реечек. Для этого на подходящего размера доску или плиту переносится очертание верхней кривой корпуса, по которой и собирается на клею, фиксируясь гвоздиками к основанию, планширная сборка (Рис. 1.3). После полного высыхания получается достаточно гибкая, пружинящая конструкция, которая без проблем закрепляется на месте при помощи немного медленнее сохнущего циано-геля.

Изготовление планширя

Рис. 1.3. Изготовление планширя.

 

Подставка

Сделать каркас подставки - это простейшая работа, типа 'вырезал-склеил' (Рис. 1.4). Однако два верхних регеля, которые фактически поддерживают корпус, должны быть обработаны согласно инструкции, но пока еще не установлены в месте. Сначала они должны быть сошлифованы для точного совмещения с контуром корпуса в месте поддержки. А вот тут оказалось, что сделать это весьма проблематично, т.к в этом случае, во-первых руль должен пересечь заднюю крестовину каркаса подставки, а, во-вторых, сами поддерживающие регеля будут сошлифованы до такого состояния, что говорить об их несущих способностях будет просто странно (сейчас конструкция подставки в наборе несколько изменена - прим.). Поэтому по составному картонному трафарету, снявшему очертания корпуса на требуемом уровне, из фанеры были изготовлены два элемента, которые, будучи зафиксированными на оригинальном каркасе (на тех же, несколько разнесенных, верхних регелях) подставки, образовали поддерживающую платформу. К сожалению, такая подставка совсем не похожа на ту, что нарисована на коробке набора. А для того, чтобы перестать беспокоиться по этому поводу, следует просто вспомнить, что сделать рабочую подставку как нарисовано - просто невозможно (Рис. 1.5).

Каркас подставки

Рис. 1.4. Каркас подставки.

 

Подставка с верхней платформой

Рис. 1.5. Подставка с дополнительной верхней платформой.

 

Деталировка палубы

Эти элементы можно разложить на три группы. Это либо литые детали набора, которые просто следует немножко облагородить, либо световые люки, которые должны быть изготовлены, либо рымы, которые следует вклеить в просверленные в проектных точках отверстия.
Световые люки стОят нескольких слов. Они изготавливаются путем сборки предварительно вырезанных из реечек элементов и остекления, а затем установки защитных релингов из латунной проволоки (Рис. 1.6). В наборе можно найти отличное маленькое приспособление для изготовления различных размеров релингов, требуемых для этой модели, причем обеспечивая их полную идентичность. Это просто подарок от Mamoli, который еще неоднократно пригодится в модельной мастерской.

Световые люки

Рис. 1.6. Световые люки.

 

Однако следует учесть, что точная маркировка и сверление отверстий, требуемых для установки опор релингов, в махоньких деталях световых люков - не столь простая задача и к ней надо подойти со всем вниманием и аккуратностью.
Положение всех 40 рымов снимается с чертежей. Сверло необходимо выбрать такого диаметра, чтобы ножка рыма входила в отверстие с достаточным усилием. Устанавливать рымы на место нужно на четверти капельки цианоакрилового клея. Все это обеспечит жесткость посадки рымов и возможность восприятия ими напряжений, возникающих в такелаже (Рис. 1.9).
Как уже было сказано, остальные элементы палубы даны в виде вложенных в набор отливок и требуют минимальной обработки и устанавливаются на свои места в соответствии со сборочным чертежом модели. Шпиль и якоря показаны на Рис. 1.7. Бушприт и лебедка собираются вместе и окрашиваются перед их установкой на палубе (Рис. 1.8). Законченный корпус на модифицированной подставке показан на Рис. 1.10.

 

Шпиль, якоря, шпигат.

Рис. 1.7. Шпиль, якоря, шпигат.

 

Бушприт и литая лебедка

Рис. 1.8. Бушприт и литая лебедка.

 

Рис. 1.9. Штурвал. Рымы на планшире и палубные утки.

 

Готовый корпус

Рис. 1.10. Готовый корпус.

 

Паруса

Полномасштабные чертежи парусов делают работу по разметке швов на парусах просто приятной. Однако следует иметь ввиду, что материал парусов из набора имеет слишком сильную тенденцию к расползанию, растрепыванию по краям, что несколько усложняет работу по требуемой, согласно проекта, подрубке всех шкаторин парусов узеньким рубчиком. Кроме того, потребуется выполнение значительного объема работы по нанесению на швейной машинке строчек, имитирующих соединение полотнищ парусов. Тем более, что эти строчки - вследствие малого между ними расстояния, малейшее отклонение будет бросаться в глаза - должны быть абсолютно параллельны.
Комплект обеспечивает моделиста трубчатыми люверсами для для установки в углах парусов. Таким образом потребуется предварительная просечка отверстий в самих парусах и инструмент (по типу заклепочного) для формирования головки люверса на обратной стороне паруса. Просечка отверстий в заготовке паруса - весьма сложная и неблагодарная работа, поэтому, следует потренироваться в уголке, а если результат тренировки будет неудовлетворительным, то можно просто-напросто с помощью иглы пропустить нитку в соответствующем углу паруса и принайтовать парус на место. Без люверсов и без проблем.
Качество литых дельных вещей набора можно реально оценить на этом этапе работы: кроме подчистки некоторых отверстий и незначительной шлифовки ничего не требуется.

 

Такелаж

После сборки и установки мачты монтируется стоячий такелаж. Плетеный тросик есть в наборе и выглядит он хорошо, однако потребуются значительные усилия - не по необходимой к приложению силе, а по сложности - чтобы выполнить такой такелаж достаточно обтянутым. Поэтому следует еще раз убедиться, что обухи зафиксированы достаточно прочно, чтобы обеспечить реальное натяжение такелажа. Бакштаги выполнены как комбинация из тросика и нитки, поэтому их обтяжка при помощи двух двойных блоков выполняется без вопросов. Еще раз следует подчеркнуть, что все блоки набора изначально такого качества, что не требуется никакой их предварительной доводки. Редко какой набор может сравниться с этим столь высоким качеством этих элементов.
На чертежах весь такелаж, соответствующие блоки и точки фиксации даются с последовательной нумерацией. Моделисту остается только придерживаться этой последовательности и все будет сделано в нужном порядке и без проблем.
Один только момент, который можно добавить к вышеизложенному и который может значительно облегчить работу на этом этапе, это рекомендация зафиксировать гик, гафель и главный парус до начала обвязки такелажа. Лучше всего гик подтянуть и зафиксировать к палубе, гафель - к верхушке мачты, а парус установить на свое место на мачте, гафеле и гике. Это позволит провести правильную и качественную обтяжку стоячего такелажа с последующей установкой на свои места гика, затем гафеля и, наконец, оттяжку гика талью к рамке в кормовой части палубы.
Различные моменты установки такелажа представлены на Рис. 1.11-16.

 

Рис. 1.11. Мачта.

 

Рангоут. Бугеля, салинг-блоки и

Рис. 1.12. Рангоут. Бугеля, салинг-блоки и др. есть в комплекте.

 

Крепление парусов

Рис. 1.13. Крепление парусов.

 

Рис. 1.14. Краспица.

 

Стоячий такелаж бушприта

Рис. 1.15. Стоячий такелаж бушприта. Талрепы из набора.

 

Гик. Крепление паруса. Слаблинь

Рис. 1.16. Гик. Крепление паруса. Слаблинь.

 

Готовая модель

Готовая модель

 

Выводы

Набор позволяет построить весьма привлекательную настольную модель. Неизвестно, правда, настолько ли хороша и ходовая модель. Конечно, комплект предоставляет для этого альтернативные свинцовые элементы, но можно с полной уверенностью сказать, что получение из этого набора водонепроницаемой, ходкой модели таки будет вызовом всем законам физики.
Однако, как настольная модель, эта яхта может быть неплохим отдыхом от величественных многопушечных морских забияк.
Существуют некоторые проблемы с тончайшими планками чистовой обшивки, достаточно тяжело выполнить подрубку шкаторин парусов. А вот дельные вещи - просто отличные. Лучше, чем даже в более дорогих наборах. Чертежи и инструкции более, чем достаточны, хотя и требуют постоянных переходов с одной ссылки на другую, да еще и в разных местах документации.
Слишком много разговоров об этом, достаточно простом наборе, но еще одно следует отметить: возможно и не для абсолютного новичка из детского сада, этот набор может обеспечить моделисту много приятных часов.

 

 

По материалам книги The Period Ship Handbook 2


Статьи на тему:
09.02.2014Обзор европейских производителей деревянных моделей кораблей
11.01.2011Обзор сборки модели корабля YACHT MARY из набора Mamoli
08.02.2010Обзор сборки модели Nina из набора Mini Mamoli
16.09.2009Обзор постройки модели учебной артиллерийской шхуны "Marseille" от фирмы Mamoli
20.06.2008Постройка адмиралтейской модели корабля Royal Caroline
20.06.2008Обзор модели корабля HMS Portsmouth фирмы Mamoli
14.03.2008Обзор модели Newport фимы Mamoli
15.04.2004Яхта Royal Caroline. Модель фирмы Mantua. Часть 2
15.04.2004Яхта Royal Caroline. Модель фирмы Mantua
03.03.2003HMS Bounty. Модель корабля фирмы Mamoli