7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Самостоятельное изготовление шлюпок для парусника Баунти. Часть 2

Самостоятельное изготовление шлюпок для парусника Баунти. Часть 2

Часть 1  Часть 2

Куттер
В целом технология изготовления куттера схожа с баркасом. Куттер также изготовлен на каркасной матрице. Я также предлагаю вам, уважаемые читатели, скачать ее. Для тех, кто строит партвок Баунти от Ингломос и не дружит с Corel, я перемасштабировал матрицу в масштаб 1/45. Вы также можете ее скачать
Но есть и отличия. Опишу их. В первую очередь отличия в технологии изготовления силового набора и киля. Которые состоят в том, что паз на киле я не делал, сделав пазы только в форштевне и ахтерштевне.
Киль и штевни кутера
Шпангоуты устанавливал иначе: лапшу приклеивал в паз для шпангоута, перпендикулярно килю.
Установка шпангоутов на куттере
Устанавливал так не все шпангоуты. Несколько шпангоутов в носовой и кормовой части установлены аналогично способу, примененному на баркасе. Килевую со штевнями устанавливал на матрицу уже с приклеенными заготовками шпангоутов. После закрепления на матрице смачивал шпангоуты водой и посредством утюга огибал картонные шпангоуты матрицы, фиксируя кончики, лежащие над бортовой линией суперклеем.
Силовой набор куттера
Отмечу, что при сборке матрицы, я не стал устанавливать первый шпангоут. А на второй не устанавливал шпангоут, используя его лишь как форму для обшивки. В носовой части после того, как обшил куттер полностью, установил дополнительно два поворотных шпангоута.
Также, в процессе работы, я срезал часть ахтерштевня, для более точной подгонки обшивки и установил ее только после того, как куттер был полностью обшит.
Срезанная часть ахтерштевня
Так как куттер, в отличие от баркаса. Имеет клинкерную обшивку, то  начинать ее следует со шпунтового пояса. Клинкерная обшивка всегда одинарная. Поэтому нуждается в особо тщательной подгонке. Также следует иметь в виду особенность клинкерной обшивки – в районе ахтерштевня. Транца и форштевня нахлест сходит на нет. Для достижения этого с законцовок поясов обшивки я снимал фаски, фаски снимал с обоих поясов в носу и корме для лучшего прилегания.
Шпунтовый пояс куттера
Ширстрек я установил после шпунтового пояса, но это можно было сделать и позже.
Ширстрек на куттере
Отлична также технология установки транца. Для обеспечения лучшей подгонки транца. Я его устанавливал уже после установки бархоутов, в процессе обшивки, когда было положено 6 поясов обшивки. Тогда же установлен недостающий кусок ахтерштевня.
Установка транца и куска ахтерштевня
После этого этапа я снял куттер с матрицы:
Куттер снят с матрицы

Куттер снят - вид сверху
И закончил обшивку, сразу покрыв куттер в один слой ореховым маслом и немного сильно разбавленным битумным лаком. Еще необходимо не забыть установить два поворотных шпангоута в носовой части.
Обшивка куттера закончена
наполнении куттера следует отметить, что по-иному выполнены пайолы и степс. Степс имеет квадратное отверстие (учел справедливое замечание на одном из форумов), а пайолы выполнил по образцу куттера Пучкова, установив сперва поперечные планки, которые закреплены к шпангоутам, затем настелив продольные планки из лапши ореха шириной 1 мм. Пайолы выполнены составными. Под степс предусмотрено отверстие, еще одно отверстие для гака гика-шкота (подсмотрел у Пучкова)
Настил куттера

Настил куттера
Из отличий могу отметить. Что крепление мачты куттера зафиксировано нагелем, что иллюстрирует фото выше. В остальном деталировка куттера аналогична.

Наполнение шлюпок
При наполнении шлюпок необходимо учесть, что баркас установлен под куттером и на готовой модели его наполнения не будет видно. Именно поэтому из всего оснащения баркаса присутствует лишь якорь-кошка с бухтой троса. Таким же якорем оснащен и куттер. Такие якоря стандартно входили в оснащение шлюпок. Изначально я планировал изготовить их из счетверенных рыболовных крючков подходящего размера. Однако такие крючки не очень подходят для этой цели. Так как лапы имеют неподходящую форму, неважно подаются обработке. При попытке обточить, я чуть было сильно не поранил руку и сломал две “лапы”. Кроме того, веретено получилось бы слишком толстым, да и вообще видно немодельное происхождение якоря, на шлюпках выглядело бы инородным телом. Поэтому было принято решение изготовить якоря самостоятельно. Оба якоря делались в разное время, из разных материалов и последовательность работ также отличалась. Поэтому опишу как я делал оба.
Первым был изготовлен якорь для 23-футового барказа. При его изготовлении я использовал медную проволоку 0,5 мм и тонкую листовую латунь. Проволоку сначала нужно обработать шкуркой, убрав лак, иначе потом она не зачернится и не будет паяться (шаг 1). Один кончик срезается “наискосок”, получаем сечение проволоки эллиптической формы (шаг 2). Зачищаем шкуркой латунь, затем я все обработал паяльной кислотой и облудил. Далее прикладываем проволоку сечением к листику латуни и припаиваем (шаг 3). Если припоя не взято с избытком, то он растекается по соединению и дополнительно ничего не требуется обрабатывать, необходимо лишь обрезать латунь. Придав ей форму равнобедренного треугольника. Затем загибаем проволоку на круглом надфиле (шаг 4). Лапа готова! Повторяем процедуру еще трижды. Порядок действий проиллюстрирован на схеме.
Схема пайки лап якоря
Теперь самое трудное – спаять все вместе. Необходимо тщательно выправить проволоку в местах соприкосновения. Сначала я спаял вместе две части так, чтобы лапы были в одной плоскости. Проволоку я обрезал с запасом, держал за кончики, однако медь сильно нагревается при пайке, больновато, но терпимо. Припоя много наливать не следует, в местах стыков проволоки должна образоваться “канавка”. Затем прижимаем третью часть, проверяя перпендикулярность лапы предыдущим двум и снова проходим паяльником, затем последнюю. На бумаге сейчас описывать просто. На деле все это довольно муторно и сильно жжёт пальцы. Поэтому для второго якоря этот этап работ я выполнял иначе, о чем будет сказано ниже.
После того, как все четыре части спаяны воедино, можно пройтись паяльником еще. Наливая побольше припоя, только без фанатизма. Стоит немного перегреть и вся конструкция стремится слиться воеди6но, лапы якоря в раскаленном экстазе обнимают друг друга, а я крыл все это матом. Получилось. Скажу честно. Не сразу. Со второго раза.
Затем нужно обработать веретено, обрезать его по длине. Процедура довольно муторная. Так как лапы, выполненные из мягкой проволоки гнутся без усилий. Поэтому в процессе обтачивания веретена приходится по многу раз проверять правильность изгиба и взаимную перпендикулярность плоскостей лап якоря.
Последний этап – кольцо. К которому привязывается якорный канат. Его я выгнул на надфиле из мягкой медной проволоки. Держать его проблемно, поэтому пошел на хитрость. Кольцо является незамкнутой окружностью. Она разомкнута ровно настолько, сколько нужно, чтобы втиснуть туда кончик веретена.  Веретено должно входить плотно, чтобы кольцо держалось без контакта с ним на кончике веретена. Остается окунуть в паяльную кислоту и капнуть на место стыка припой. Затем обтачиваем и якорь практически готов. Чернил также, как и все остальное. Остается привязать канат якорным узлом, как на этой схеме:
Схемя вязки якорного узла
Якорь один готов! Трос сматывается в бухту и укладывается на дно шлюпки, фиксируемый капельками секунды-геля.
Якорь-кошка на баркасе

Якорь-кошка на баркасе
Намучившись с мягкой медной проволокой на якоре баркаса, я решил делать вторую кошку из жесткой стальной проволоки. Нашел на работе небольшой моток полумиллиметровой стальной проволоки, отрезал себе кусок около полуметра.
Здесь я действовал так: сперва согнул проволоку и отрезал по длине будущие лапы якоря, сточив наискось кончики., затем взял ластик, проделал в нем отверстие и зафиксировал все четыре элемента в нужном положении. За подсказку спасибо Андрею Шишканову из Саранска. Этот способ он мне подсказал в приватной переписке. Пальцы не жжет и все 4 части довольно быстро и просто спаиваются между собой. Один минус – сталистая проволока паяется куда хуже медной. Но способы все те же, если нет сильных нагрузок, то пайка держит. Также проливаем швы припоем и обрабатываем веретено.
Далее я брал квадратики тонкой листовой латуни примерно 5Х5 мм и, прижимая их пинцетом к кончикам лап припаивал, ножницами обрезал по форме. Кольцо выполнено аналогично первому якорю, зачернил. Якорь готов.
Якорь-кошка на куттере
Несколько слов о бухте троса. Делал я бухты следующим образом: брал толстый маркер, оборачивал вокруг него несколько витков троса, предварительно пропитанного жидко разбавленным ПВА. После снятия бухточки с маркера клал под пресс на сутки. Только после этого привязывал якорь, рассчитывая длину от бухты до якоря по длине. Фиксировал бухту капельками суперклея-геля.
Бухта троса
Оснащение куттера куда богаче, чем баркаса. Помимо якоря, куттер имеет анкерок, отпорный крюк, несколько весел и черпак.
Черпак я подсмотрел на модели Пучкова и твердо решил. Что у меня он тоже будет. Несмотря на его крошечные размеры. Делать его довольно просто, у меня на его изготовление ушло не более 15 минут.
Схема изготовления черпака
Делал так: Брал заготовку из яблони шириной примерно 5 мм, длиной около 2 см и толщиной 2 мм (шаг 1), далее обрезал как показано в шаге 2 и стачивал рукоять ковша по толщине (шаг 3), часовой отверткой выскабливал ковшик ( шаг 4, потом обрезал все до нужной длины и надфилем доводил до ума. Тонировать черпак не стал специально, чтоб выделялся.  Вот что вышло:
Черпак
Анкерок в первый раз для себя делал при помощи электрики. Как я делал бочки раньше описано в обзоре постройки галеона Сан Мартин. Способ не быстрый. На этот раз я брал круглую заготовку 8 мм в диаметре, зажимал ее в патроне электродрели, которую клал на рабочий стол, надфилями и наждачкой придавал части рейки форму бочонка, затем отрезал заготовку анкерка куском ножовки по металлу при вращающейся дрели. Буртик со стороны дна бочонка делал гравером, точнее гибким валом при помощи фрезы – диск 5 мм. Далее карандашом намечал стыки досок, слегка прорезал их ножом и выделял стыки остро отточенным карандашом. Обручи выполнены из полосок черного ватмана. Он превосходно клеится на суперклей, а стык потом зачищается шкуркой и становится совершенно незаметен. Пробка – зубочистка, под нее нужно просверлить отверстие. Анкер-блоки из ореха, причем сначала я их закрепил на анкерке. Потом установил в куттер. На все про все ушло не более часа. Результат на фото.
Анкерок
При изготовлении наконечника отпорного крюка я остановился на следующем способе: взял кусок медной проволоки, подходящей по диаметру (1 мм). Немного высверлил изнутри для крепления на “черенок” и приклеил его к круглой заготовке диаметром 3 мм, немного заточив ее на конце. Когда клей хорошо просох, зажал заготовку в гравере и придал медной заготовке форму конус. Кончик не должен быть острым. Затем согнул кусочек медной проволоки меньшего диаметра и припаял ее к конусу, обработал. Снимать не потребовалось, так как при пайке будущий наконечник отпорного крюка отваливается сам. Суперклей боится высокую температуру. Затем надел его на ореховый “черенок” диаметром 1 мм и покрыл его маслом.
Отпорный крюк
Весла также делал из ореха – остатков от планок черновой обшивки. Сначала вырезал профиль весла. Затем при помощи ножика с лезвием №11, надфиля и шкурки придавал веслу необходимую форму. Чтобы не заваливать куттер веслами. Сделал их только 4 штуки.
Весла
Итак, шлюпки закончены:
Готовые шлюпки

Часть 1  Часть 2

© www.shipmodeling.ru, 2012  
© Роганов Роман,  2012