7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Бушприт

Теги: рангоут, бушприт

Содержание.

исполнение, оснастка (такелаж), парусное вооружение


Материал отредактирован и предоставлен
Александром Бойцовым
mailto:boyetz@inbox.ru
Буду очень признателен за ЛЮБУЮ
Предоставленную информацию по
Шняве <Мункер> Заложена в 1703г.
Спущена на воду 24.09.1704г.,
Строители : Петр Михайлов, Иван Немцов

 

 

Исполнение

Бушприты судов по исполнению были подобны мачтам. Их изготовляли составными, по меньшей мере из двух штук. Врезанные друг в друга стволы деревьев делали сначала восьмиугольными, затем 16- угольными и наконец круглыми. Тросовые вулинги скрепляли бушприт. Их число соответствовало числу вулингов нижней мачты. Угол возвышения бушприта, по разным данным составлял от 30 до 36 градусов.

 

Длина и диаметр бушприта. По Д. Стилу суда, с количеством пушек менее 80 имели длину бушприта в 3\5 длины грот-мачты. Диаметр бушприта для судов, с количеством пушек менее 50, был равен диаметру грот-мачты. Уменьшение этого диаметра составляло на первой четверти 60\61, на середине 11\12, на третьей четверти 4\5, на конце 5\9. Шпор бушприта имел 6\7 его диаметра.

 

УТЛЕГАРЬ

В английских ВМС утлегарь ставили над бушпритом. Длина утлегаря составляла от 7\10 до 5\7 длины бушприта. Диаметр - 7\8' на каждый ярд его длины. Этот диаметр относился к внутренней трети утлегаря, т.е. от шпора до эзельгофта. Далее к ноку он уменьшался: в первой четверти 40\41, во второй 11\12, в третьей четверти 5\6 и на ноке 2\3 диаметра. После 1735 г. шпор по длине в 3,5 диаметра стали делать восьмиугольным. В 1,5 диаметрах от нока утлегаря помещали заплечики (стоп) для фор-брам-штага. Заплечики приблизительно до 1775 г. представляли собой параллельное утоньшение, повёрнутое в корму. Сразу же после заплечиков был вертикальный вырез шкив-гата со шкивом для горденя 'кливер- ринга'. Другой шкив-гат со шкивом находился в 1,5 диаметрах от шпора и был расположен горизонтально. Он служил для фала утлегаря. В задней части шпора находилось ещё одно горизонтальное отверстие для найтова утлегаря.

 

Бушпритный эзельгофт. Его длина составляла 5 диаметров утлегаря, ширина- 2 диаметра утлегаря + 1\2 диаметра гюйс-штока, толщина-4\9 ширины. В нём имелись четырёхугольное отверстие для бушприта и круглое для утлегаря. Отверстие для утлегаря на 3\4 превосходило его диаметр, чтобы его можно было оббить кожей.

 

Виолина. Позади эзельгофта помещалась виолина. Она представляла собой диски, закреплённые по обеим сторонам бушприта, которые по внешнему краю были оформлены в виде двойной буквы В и сверху напоминали скрипку. В первые 40 лет английские виолины в каждом полукружии имели по отверстию. Через отверстия проводили стропы фор-стень и фор-стень-лось-штагов. Щеки виолины находились не в одной плоскости, а были установлены несколько наискосок, вверх по отношению к бушприту. Скос равнялся внутренней толщине виолины +1'.

 

Размер виолины. Длина виолины должна была равняться длине эзельгофта. По Д. Стилу длина: 2,1\4 диаметра бушприта, ширина: 1\2 наибольшего диаметра. Толщина досок из вяза для изготовления виолины составляла 1\4 диаметра и наружу уменьшалась до 3\4 или 4\5 этой величины. Отверстия для проводки штагов были удалены от концов виалины на 1\4 её длины.

 

Виолин-блок. Имели длину 7\9 длины виолины, ширина их составляла 2' на каждый фут длины и толщина 7\8 их ширины. Отверстия для шкивов равнялись 2\7 длины блока и находились от его концов в 1\7 длины. Отверстия в блоке для аварийных штагов были четырёхугольные и не имели шкивов. Ширина шкив-гатов для шкивов равнялась 1\4 их длины. Эти блоки были 'ванген'- щёковыми блоками и соединялись с бушпритом болтами, одновременно болты являлись осями для шкивов блока.

 

'Сёдла' и обоймы. К дальнейшему оснащению бушприта относились сёдла для утлегаря и ракс- бугеля блинда- рея и направляющая обойма для проводки бегучего такелажа. Седло утлегаря имело высоту в 1\6 диаметра бушприта и ширину в половину диаметра. Оно держало утлегарь параллельно бушприту. Для его крепления использовали железные бугели. Перекрытие утлегаря с бушпритом равнялось 1\3 длины утлегаря. Седло должно было держать утлегарь достаточно высоко над находившемся под ним седлом ракс- бугеля блинда- рея, чтобы бугель мог достаточно свободно двигаться. Направляющая обойма для бегучего такелажа была подобна седлу для ракс- бугеля (охватывала бушприт наполовину, высота и ширина её равнялись 1\8 диаметра бушприта), находилась перед вулингом бушприта и имела ряд горизонтальных отверстий для проводки части бегучего такелажа.

 

Вулинг-клампы. Это были рейки, принайтовленные по половине окружности бушприта, чтобы вулинг держался на месте. Длина их 1\2 диаметра бушприта, высота и ширина 1\4 этой длины.

 

Парусное вооружение

 

БЛИНД

Четырехугольный парус из парусины №2(№3) висел на блинда-рее. Его ширина от 9 дюймов внутрь от нок- клампов. Все шкаторины были прямыми.

 

Риф-банты. Два риф- банта шириной 8 дюймов располагались крестообразно. На английских судах они начинались сверху на кромке первого или второго полотнища и заканчивались на боковых шкаторинах на 27 дюймов выше шкотового угла.

 

Нашивки. Отсутствовали.

 

Ватер-гаты. На английских судах два ватер-гата диаметром 4-6 дюймов находились на втором полотнище, считая от внешнего угла, между риф-бантом и нижней шкаториной.

 

Кренгельсы. Риф-кренгельсы на нижних концах риф-бантов и два гордень-кренгельса на нижней шкаторине были удалены друг от друга на 1\3 ширины паруса.

 

Ликтрос. На судах первого ранга использовали ликтрос толщиной 3,1\4 дюйма по нижней и боковым шкаторинам и 1,3\4 дюйма по верхней; на судах 6- ого ранга- 2 дюйма и 1,1\2 дюйма.

 

 

 

<< Предыдущая статья


Статьи на тему:
25.11.2013Чертежи рангоута H.M.A.V. "Bounty"
28.10.2011Перевод книги Historic Ship Models
15.10.0006Об изменении парусности судна в зависимости от силы ветра
30.09.0004Развитие рангоута русских кораблей
23.03.0003Вооружение и тяга такелажа на бушприте
11.03.0003Последовательность вооружения парусных судов русского флота первой половины XIX века
06.11.0002Таблица размеров мачт, стеньг, реев, парусов
01.01.1970Рангоут для HMS Victory масштаб 1:96
01.01.1970Рангоут для модели Revenge масштаб 1:96
01.01.1970Рангоут для Santa Maria и Nina масштаб 1:96