7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Реи

Теги: морские узлы, такелаж, реи

Содержание.

Нижние мачты, <шняв>- или трисель- мачты, стеньги, <столбовые> топы, реи, гафели и гики, флагштоки


Материал отредактирован и предоставлен
Александром Бойцовым
mailto:boyetz@inbox.ru
Буду очень признателен за ЛЮБУЮ
Предоставленную информацию по
Шняве <Мункер> Заложена в 1703г.
Спущена на воду 24.09.1704г.,
Строители : Петр Михайлов, Иван Немцов

 

РЕИ

Реями называют рангоут, подвешенный на мачтах и служащий для крепления парусов. В большинстве случаев реи изготавливали из оной штуки дерева, однако грота- и фока- реи на больших судах после 1773г. Состояли из двух деревьев, каждое из них имело длину, обеспечивающую перекрытие их на четверть длины плюс 4'. На английских судах реи, до этого полностью круглые , начинают выполнять такими, чтобы внутренняя четверть их стала восьмиугольной. Кроме того внутреннюю сторону, повернутую к мачте, ещё на две следующие четверти по одной грани восьмиугольника тоже выполняли плоской, так что в этом районе только 7\8 окружности рея оставались круглой.

В последней четверти века по всей плоской грани задней стороны рея (по одной грани), была установлена фиша толщиной 2', а в средней восьмиугольной части на шести гранях принагелены латы. Переднюю грань оставляли свободной. Латы по длине и ширине равнялись граням и были толщиной от 3\4 до 1'. По сторонам они были скошены, а на

концах закруглены. Все нижние реи и все марса- реи, за исключением бегин- рея, имели латы. Утоньшение реев большую часть века составляло: в 1- ой четверти от середины 30\31 диаметра в середине рея, во 2-ой четверти: 7\8, в 3- й четверти: 7\10 и в 4- ой четверти: 3\7.

 

Пропорциональные размеры реев.

Ниже приведены размеры, составленные по данным В. Монтеня, Д. Стила и В. Фалконера (издания 1815г.) и др.

Длина: Грота- рей, 1745 г.- 9\10 грот- мачты;
Фока- рей - 7\8 грота- рея;
Грот- марса- рей, 1756 г.- 1\2 грота- рея;
Фор- марса- рей, 1756 г.- 7\8 фока- рея;
Блинда- рей, 1719 г.- 7\10 фока- рея;
Диаметр: Грота- рей, до 1794 г.- 3\4' на каждый ярд длины;
Фока- рей, до 1794 г. - 3\4' на каждый ярд длины;
Марса- рей- 5\8' на каждый ярд длины;
Блинда- рей- 5\8' на каждый ярд длины;

Гики и гафели. Во второй половине века бизань- рю всё больше и больше заменяют гафелем, а позднее гафелем и гиком. Постепенное их введение началось на малых фрегатах около 1750г. Гик стали вводить на судах около 1790г. Гафель служил для крепления верхней шкаторины триселя, а гик, к которому шел шкот, удерживал галс и шкот этого паруса на нужных местах. На бригах, шхунах, тендерах и других малых судах это были грот- трисель, фока- трисель, а иногда и бизань. Наибольший диаметр гафели имели в 4 футах от внутреннего конца. Утоньшение наружу составляло: 1-я четверть- 40\41 наибольшего диаметра, 2-я четверть- 11\12, 3-я четверть- 4\5, 4-я четверть- 5\9. Наибольший диаметр гика на тендерах, шлюпах и подобных им судах находился в районе крепления гика- шкота, располагавшийся довольно близко к корме. Чтобы найти остальные диаметры, внутреннюю часть гика от шкота делили на четыре части, а внешнюю на две. Диаметры от шкота внутрь были такие: 1-я четверть- 40\41, 2-я четверть- 11\12 наибольшего диаметра, 3-я четверть- 7\8, 4-я четверть- 2\3. От шкота наружу: 1-я половина- 11\12 наибольшего диаметра, 2-я половина- 3\4.

Пропорциональные длины и диаметры гафелей и гиков.

Длина: Бизань- гик- 5\7 грота- рея, диаметр- 5\8' на каждый ярд длины;
Гафель- 5\8 бизань- гика, диаметр- 5\8' на каждый ярд длины;
Тендеры: длина грота- гика 2\3 длины мачты, диаметр грота- гика 9\16 на каждый ярд длины. Гафель: длина 3\5 длины гика, диаметр 1\4' на каждый ярд длины.

Клампы и усы. Реи имели различные клампы, выполненные соответственно их назначению. Так, клампы- ловушки были принагелены к рею вблизи его середины с двух сторон. Они препятствовали скольжению в стороны бейфута, на котором был подвешен рей и обеих фал- блоков. Стоп- Клампы, находившиеся на концах рея, локализовали положение брасов, 'ножных' перт и топенантов. Клампы- ловушки были обычно длиной в 1,1\4 диаметра рея, шириной в 1\4 их длины и высотой в 2\3 их ширины. У грота- и фока- реев на 1\3 своей длины они образовывали нависающие лапки. Обычно отстояние этих кламп от середины рея равнялось его диаметру.

Стоп- клампы были длиной в 1\2 диаметра рея, шириной в 1\4 длины и высотой в 2\3 ширины. Отстояние их от оконечностей составляли у грота-, фока- и блинда- реев 1,1\2' на каждый ярд длины рея, у марса-реев- 3'. Стоп- клампы у всех реев были установлены как на передней, так и на задней сторонах.

Гафели и гики на концах, подходящих к мачте, имели усы, изготовленные из дуба и на половину охватывающие мачту. Толщина усов составляла приблизительно 1\4 диаметра. При этом внутренний диаметр усов на 1' был больше диаметра мачты, так как их внутреннюю поверхность обивали кожей. Усы гафеля были подобны усам гика, только их

внутренний диаметр был срезан кверху под 40 градусов, чтобы обеспечить наклонную установку гафеля. В районе усов гафель и гик были уплощины до 1\4 их концевой толщины, чтобы здесь можно было поставить усы. Длина этих уплощений и соответственно языков усов составляла приблизительно 4 фута. Языки усов, как и концы гика и гафеля были закруглёнными , крепили их нагелями и болтами. На полученное соединение дополнительно надевали 3- 4 железных бугеля.

Через конец гика, между усами и соединением, сверху вниз проводили обух, снизу заканчивающийся шайбой. У гафеля было два обуха, пропущенных через соединительную часть снизу вверх и сверху вниз. Верхний предназначался для фала гафеля, нижний для бензеля верхне- галсового угла паруса и нирала гафеля. На внешнем конце гика находился

шкив- гат со шкивом для проводки шкота паруса. Оконечность нока гика сковывала железная обойма. Обух, поставленный, как продолжение оси гика, завершал оконечность. Внешний конец гафеля был одинаков с концом гика. Во внешней части усов, при надобности, просверливали 2- 3 отверстия для проводки ракс- тросов с ракс- клотами. В районе гика-шкота гик обивали кожей, а над стропом шкот- блока для предохранения был установлен деревянный брусок.

Прочие вопросы. На английских судах брам- реи грот- и фок- мачт, блинда- и марса- реи имели на ноках железные бугели и обухи, поставленные как продолжение реев.

Флагштоки на судах имели следующие размеры:

Флагшток: длина- 1\3 длины грот- мачты над релингом, диаметр- 1\2' на каждый ярд длины;
Гюйс- шток: длина- 1\2 длины флагштока над релингом, диаметр-3\4' на каждый ярд длины.

Для уборки якорей по походному, суда имели фиш- или пентер- балки. Приблизительно до 1780 г. это была четырёхугольная балка длиной приблизительно в ширину бака, крепившаяся там в четырёхугольной железной обойме- бугеле пентер- балки.

Следующая статья >>


Статьи на тему:
02.07.2014Гаки своими руками
10.07.2013Перевод книги Lennarth Petersson "Rigging Period Fore-and-Aft Craft "
05.04.2013Перевод книги Lennarth Petersson "Rigging period ship models"
28.10.2011Перевод книги Historic Ship Models
23.12.2006Приспособление для обвязки блоков
05.05.2005Навивка канатов для такелажа
08.06.2004Технология изготовления блоков путем заливки смолы в формы
19.02.2004Изготовление миниатюрных блоков
17.12.2003Клетневание троса
25.09.2003Изготовление тросов