7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Словарь морских терминов

Словарь морских терминов буква Л

А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Ю | Я | 

 
Лавировка - продвижение парусного судна к цели, расположенной с наветренной стороны, в бейдевинд переменными галсами.
 
Лаг - (лаглинь) – прибор для измерения скорости хода судна. Главная его часть - деревянная треугольная дощечка, нижний рай у которой полукруглый. Называется она "сектор". В полукруглой части сектора - грузик. К углам привязываются три шнурка, которые соединяются и образуют уздечку. Похоже на уздечку воздушного змея. Дальше тянется тонкий лаглинь. Он наматывается на вьюшку - катушку с ручкой. Длина у лаглиня большая. Он разделен узелками на равные куски около 15,4 метров (разделите 1852 метра, то есть милю, на 120). Сколько узелков за полминуты проскочило, столько миль проходит судно за час.
 
Лагун - металлический бак с краном для хранения питьевой воды.
 
Ладья - морское и речное парусно-весельное судно славян VI-XIIIвв., затем поморов, приспособленное для дальних плаваний. Длина до 20 м, ширина до 3 м. Принимала до 60 воинов. Вооружение: таран, метательные машины.
 
Лансон - одно- двухмачтовое речное судно, предназначавшееся для транспортировки войск.
 
Лата - тонкая, плоская гибкая рейка из дерева, вставляемая в латкарман, нашитый от задней шкаторины на парусе бермудского покроя. Служит для придания парусу правильного аэродинамического профиля.
 
Латинское вооружение - треугольные паруса, которые пришнуровывались своей верхней шкаториной к длинному составному рейку, подымавшемуся наклонно, то есть задний угол был высоко поднят, а передний опущен почти к палубе. Это один из древнейших видов парусного вооружения, дошедший до наших дней почти без изменений.
 
Левентик - положение судна носом против ветра, когда паруса перестают работать.
 
Легость - небольшой мешочек, сплетенный из шнура, размером с кулак, наполненный песком. Служит грузом у бросательного конца для его подачи.
 
Леджес - полубимс, брус между карлингсами.
 
Леер - металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязывания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т.д. Леерами также называются укрепленные на стойках тросы, заменяющие фальшборт судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма.
 
Летучие паруса - паруса, которые не входят в основную парусность судна. Ставятся в дополнение к основным парусам (например, лисели) чаще всего при слабых ветрах. За исключением лиселей, летучие паруса ставятся выше основных (иногда даже на флагштоках). У них более простой такелаж, чем у основных парусов: прямые летучие паруса часто не имеют топенантов и даже брасов. Поднимается и опускается такой парус обычно вместе с реем.
 
Летучий кливер - дополнительный, вспомогательный парус, который поднимался на леере над другими кливерами перед фок-мачтой.
 
Либурны - лёгкое и быстроходное судно с одним рядом вёсел. Прототип средиземноморской галеры.
 
Ликовка - работа по обшиванию шкаторины ликтросом.
 
Ликпаз - полузакрытый жёлоб в рангоутном дереве, в который заводится ликтрос или ползуны шкаторины паруса, что обеспечивает быструю и удобную постановку и уборку паруса. Ликпаз также является основным элементом штаг-пирса.
 
Ликтрос - растительный или гибкий стальной трос, которым обшивают кромки парусов.
 
Линейный корабль - (линкор) - в парусном флоте конца XVII - середины XIX в. самый большой трехмачтовый военный корабль с прямыми парусами, с двумя или тремя орудийными палубами. Водоизмещение до 5 тыс. т, вооружение до 130 пушек.
 
Линек - короткая веревка, с палец толщиной, с узлом на конце, для наказания матросов в старом флоте.
 
Линь - тонкий растительный трос диаметром от 3,8 до 11,2 миллиметров, свиваемый из каболок. Для сигнальных фалов и для лаглиней употребляются плетеные лини.
 
Лисели - дополнительные паруса в форме трапеций, которые ставили с внешних сторон прямых парусов на лисель-спиртах. Лисели бывают только на фок- и грот-мачтах.
 
Лисель-реек - реек, к которому пришнуровывается лисель.
 
Лисель-спирты - тонкие рангоутные деревья на фока- и грота-реях и на фок- и грот-марса-реях, служащие для постановки лиселей.
 
Лихтер - судно, имевшее простое вооружение бизань-мачты, состоявшее из столбовой мачты, 1-2 стакселей и гафельного паруса с гиком или, что было чаще, без него.
 
Лицевая сторона паруса - у парусов лицевой стороной называется та, в которую дует ветер, то есть она обращена к корме. Речь идет, конечно, о прямых парусах. У косых парусов обе стороны бывают то на ветре, то под ветром, лицевую сторону и изнанку там не различить. Говорят просто: "левая сторона" и "правая сторона". В Морском словаре, который составлен В.Вахтиным и напечатан в конце девятнадцатого века, говорится, что у косых парусов лицевая сторона есть - это та, что обращена к правому борту. Но сейчас такое понятие устарело.
 
Лодья - (ладья) - морское и речное парусно-весельное судно славян VI-XIII вв., приспособленное для дальних плаваний. Длина до 20 м, ширина до 3 м. Принимала до 60 воинов. Вооружение: таран, метательные машины. Строительство ладей прекращено в России в начале XVIII в.
 
Лонга-салинги - два деревянных продольных бруса уложенные на чиксы, прикреплённые к нижней части топа мачты или стеньги и связанные между собой краспицами. Служат основой марса или салинга.
 
Лопарь - ходовой или внешний конец, как у талей, так и у всякой снасти.
 
Лось-штаг - один из двойных штагов, по которому ходит косой парус.
 
Лот - (голл. - lood) - свинцовый груз или просто груз, служащий для измерения глубины.
 
Лотлинь - специальная веревка (линь), на которой подвешивается груз (лот) для измерения глубины.
 
Лоция - описание морского водоема и руководство для плавания.
 
Лоцман - (голл. - loodsman) - лицо, измеряющее лотом глубины и потому знающего характер побережья. Проводит суда в порты, через каналы, по шхерам, в других местах, где требуется хорошее знание побережья, проходов, течений, фарватера и т.д.
 
Льяло - углубление по длине трюма (отсека) судна между скуловым поясом наружной обшивки и наклонным междудонным листом (скуловым стрингером), предназначенное для сбора трюмной воды и последующего удаления ее с помощью осушительной системы.
 
Люверс - круглая, обмётанная ниткой или отделанная медным кольцом дырка в парусе, тенте и т. п.
 
Люгер - небольшое трехмачтовое с рейковыми парусами военное судно первой половины XIX в. с вооружением 10 – 16 пушек. Передняя мачта стояла на месте соединения киля с форштевнем. Грот-мачта, находившаяся в середине судна, была очень сильно наклонена назад. Третью мачту ставили на корме, и гик выдавался за неё. Бушприт был поставлен почти горизонтально. Применялись во Франции для посыльной службы. Люгеры были быстроходными парусниками и в Английском канале часто использовались для контрабанды.
 
Люгерное парусное вооружение - главный парус на них ставится четырехугольный. Сверху он держится на рейке, потому что его один конец выдается за мачту. А передний край паруса к мачте не пришнурован, он тоже выходит за нее. Нижний край шкаторины паруса пришнуровывается к гику.