7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Обзор постройки модели галеона San Martin фирмы OcCre

Обзор постройки модели галеона San Martin фирмы OcCre

Теги: OcCre, OC13601, Галеон

Опыт постройки первой модели. Часть 1.

 Часть 1  Часть 2  Часть 3   

Надеюсь, что этот обзор будет полезен начинающим,

которые только начали строить первую модель

или же только присматриваются.

Смелее, не бойтесь трудностей. Глаза боятся, руки делают.

 

Предыстория

Мечта иметь на полке модель корабля, причем непременно из дерева, была давно, с раннего детства. Однажды, будучи студентом, увидел на полке магазина коробку с парусником, по-моему это был какой-то галеон, вероятнее всего испанский, но цена сразу отпугнула бедного студента.

В октябре 2007 г. ездил в Москву на Всероссийский образовательный форум. Там, на ВДНХ, увидел пусть и пародийные, но парусники. Их пародийность я осознал позже, тогда они мне казались верхом совершенства и красоты. Вернулся я в родную провинцию, обнаружил в Internet сайт 'Верфь на столе', на нем магазин и сказал жене: ХОЧУ! Тем более, что нашелся подходящий повод – покупка новой стенки, на которой было место, позволяющее поставить небольшую модель корабля. Это уже потом выяснилось, что парусник туда не помещается, что для него нужно искать другое место и делать витрину.

Начались муки выбора, они продолжались около месяца. Требования к кораблю были следующие: парусник с тремя мачтами и обязательно с балконом на корме, длина не более 65 см. Цена была по тем временам обозначена не более 4000 руб. Так, исходя из наличия моделей в местном магазине, и был сделан выбор: галеон Сан Мартин испанской фирмы OcCre. Тем более, что Армада притягивала меня как магнит, еще с 6 класса, когда я впервые прочел о ней на страницах учебника по истории средневековья.

 

Набор

Коробка пришла быстро, слишком быстро, тогда в доме был ремонт, и я не успел собрать нужную сумму, ведь ожидал поступления заказа не раньше, чем через недели три. Когда финансовые проблемы были благополучно разрешены, я понесся на почту. Не думал, что коробка окажется такой большой и такой тяжелой, ни одна пластиковая модель не лежала в такой большой коробке и не весила столько (и это совсем, в общем-то, небольшая модель корабля). Содержимое было аккуратно распаковано под скептическими взглядами жены. Я увидел в принципе то, что и ожидал увидеть, исходя из фотографий и описания набора. Жена, увидев эти “деревяшечки”, сказала, что ты из этого никогда не сделаешь корабль.

 

San Martin OcCre Содержимое набора

San Martin OcCre. Содержимое набора

 

Итак, содержимое набора: рейки липы сечением 5х2 мм для черновой обшивки, планки шпона красного дерева 0,6х5 мм для чистовой обшивки, круглые заготовки из красного дерева различных диаметров для рангоута (от 5 до 8 мм), планки рамина 0,6х5 мм для настила палуб, отвратительного качества с неровными краями и ужасной текстурой (это относится только к рейкам палубного настила).

Набор также содержал фанерные детали каркаса, салинги, фальшборта. При этом каркас вырезан непонятным мне способом, на лазерную резку не похоже, нет характерной обугленности, но и не механическим способом тоже (это резка струей воды). В наборе были металлические эзельгофты, шлюпка, лафеты пушек и сами пушки, выполненные под бронзу, фонарь, двери, окна, кормовое украшение в виде фигурки всадника, пиллерсы, нагели, якоря и их штоки, крышки и рамки пушечных портов, помпы. Помимо этого, в двух прозрачных кассетах лежало множество блоков, ракс-клоты, ракс-слизы, гребешки-заготовки для решеток. Набор содержал готовые паруса, которые мне сразу не понравились, материал напоминал мешковину, и сшиты они были чрезвычайно грубо. Кроме этого, грот-марсель имел трудноустранимый дефект – был помят из-за того, что его неправильно сшили, морщина приходилась точно посередине паруса и пересекала его горизонтальной линией. В комплект входили два точеных марса, снаружи, в общем, то правильной формы. Довершали все это флаги из материала, напоминающего клеенку и не имеющего с тканью ничего общего.

К набору были приложены два больших листа чертежей: общий вид корабля, рангоут и паруса, а также чертеж, показывающий внутреннюю конструкцию корпуса. Понравилась хорошая, красочная инструкция, выполненная в фотографиях (традиционно для этой фирмы), Part List в виде брошюры, в которой также была еще и схема проводки такелажа.

 

Корпус

Руки чесались, поэтому набор практически сразу поступил в постройку. Начал я, как водится, с каркаса. Склеил его за пару вечеров, пролив швы суперклеем и контролируя угольником правильность установки шпангоутов к килевой рамке. Особых проблем здесь не было. Детали каркаса идеально подходят друг к другу. Затем, как и предписывает инструкция, я приступил к палубному настилу. Вот тут были допущены первые ошибки. Во-первых, фальшпалубу изначально следовало бы разметить, проведя осевую линию (ее то я провел), и дальше отметить параллельные линии с шагом 5 мм (по ширине планок чистового настила). А вот этого я не сделал, а только провел по 2-3 параллельные линии на расстоянии примерно 2,5 см. То есть все продольные стыки сначала удобнее разметить. Неплохо также нанести и поперечные стыки и сделать более правдоподобную раскладку досок, скажем в три доски, а не как это показано на «родных» чертежах. Во-вторых, после разметки палубу нужно было вопреки инструкции сразу приклеить, а уж потом делать на ней настил.

 

San Martin OcCre. Одна из палуб закончена

San Martin OcCre. Одна из палуб закончена

 

Аккуратно сделать настил, имитировав на нем поперечные стыки, никак не удавалось. Сейчас это не удивительно, так как главной причиной было использование 'не того клея', я первоначально пользовался просто столярным ПВА, а он сохнет дольше и клеит не очень качественно. О чуде под названием 'Момент-столяр' я тогда еще не знал. Палуба сдиралась несколько раз, пока я не перевел почти все рейки, предназначенные для настила. Пришлось пойти на упрощение, плюнуть на поперечные стыки и делать настил сплошной рейкой, имитировав при помощи зубочисток пробки гвоздиков. Настил был выполнен из липовых рек, купленных здесь, на сайте. Результат вы видите на фото. Палуба – самое слабое звено на моем Мартине.

Клеить уже обшитую палубу – занятие, которое не приносит никакой радости. Обшитая палуба отвратительно гнется и ее ничем нельзя зафиксировать, кроме пальцев. Поэтому было использовано много суперклея. Попутно, вместе с настилом делались рустерные решетки. Тем клеем они тоже клеились не особо, приходилось много раз подклеивать.

 

San Martin OcCre. Шпиль

San Martin OcCre. Шпиль

 

По инструкции шпиль ставится уже после установки палубы полуюта. Это очень неудобно. Сделал его до этого. Здесь имело место первое улучшение набора. Вымбовки (рукоятки) предлагалось выполнить из круглых латунных заготовок, в наборе была рейка квадратного сечения 2х2 мм, я ее закруглил надфилем и поставил вымбовки из дерева. На полуюте располагается 'будка' под которой находится колдершток для управления рулем, штурвала в XVI века еще не было. Эта будка также была вся обшита планками красного дерева вопреки инструкции. Вертикальные прутки на окошке этой будки были заменены на деревянные квадратного сечения.

Далее настал черед фальшбортов. Инструкция предлагает их просто окрасить с обратной стороны. Я попробовал это сделать при помощи биотекса “Орех”. Получилось неплохо, но все же я решил, что будет лучше обшить их таким же деревом, как и корпус снаружи. Долго прикидывал. Материала вроде должно было хватить на все. Поэтому фальшборта я сперва обшил изнутри, а уж только потом приклеил. При приклейке снова был использован суперклей.

Настала очередь самого страшного и ужасного для меня – черновой обшивки. Боялся я ее по причине абсолютного отсутствия опыта по сгибанию дерева. Прочитав цикл статей для новичков, я с молитвами приступил к этой страшной процедуре. Гнул планки черновой обшивки пропитывая их нашатырем из аптеки, а затем вымачивая в кипятке, периодически в этой процедуре участвовал утюг. Результат получался очень неаккуратным с многочисленными щелями и провалами. Хорошо, что после прочтения статей для новичков догадался сточить килевую рамку в районе, где будет ахтерштевень, меньше потом пришлось шкурить. Крепил черновую обшивку все на тот же столярный ПВА, прибивая ее к шпангоутам гвоздиками из набора. Гвоздики в наборе очень качественные и не гнутся, поэтому использовал не гвоздарь, а просто самый маленький молоток, который смог найти.

Проблемы возникали, когда рейки черновой обшивки трескались при заколачивании гвоздиков. Если предварительно не просверлить отверстие сверлышком, то трескались они почти всегда, сверло решало эту проблему все же не всегда. Некоторые рейки были пересушены и трескались, если в них слегка входила шляпка. Тогда в ход шел суперклей, им и ПВА заливалась трещина. Гвоздь при этом вынимался и после высыхания клея заколачивался снова. Зачем? Я теперь и сам не знаю зачем, но тогда считал, что так надо. Тяжелее всего было в носовой части, именно там и требовались гнутельные работы, в корме рейки гнулись сами. Ну и конечно обязательно нужно соблюдать принцип: рейку на правый борт, рейку на левый борт и т.д.

 

San Martin OcCre. Черновая обшивка подходит к концу

San Martin OcCre. Черновая обшивка подходит к концу. Появляется уверенность, что куча деревяшек превратится в красивый корабль

 

После окончания обшивки все гвоздики были вынуты, так как мешали чистовой обшивке. Теперь ни за что не буду пользоваться гвоздиками! Есть более прогрессивные методики, например, утюг!!! И быстрее, и проще, и гвоздики не надо вынимать.

Черновая обшивка была прошпаклевана обычной акриловой шпаклёвкой по дереву АКВА, купленной в обычном хозяйственном магазине. Затем зашкурена и корпус обрел форму, дефекты черновой обшивки были убраны.

 

San Martin OcCre. Готовая и зашкуренная черновая обшивка

San Martin OcCre. Готовая и зашкуренная черновая обшивка, осталось только слегка подрезать фальшборта

 

Конструкция металлических пушечных портов такова, что с тыльной стороны они имеют квадратный выступ. Поэтому, как вы можете видеть на представленном выше фото, были прорезаны все 32 пушечных порта (два еще на транце). Для этого с чертежа на лист формата А4 был снят шаблон расположения портов, потом с его помощью порты были размечены и прорезаны на корпусе модели. Самый трудный этап для меня был закончен. Ну, так я тогда думал, по крайней мере.

Прежде, чем приступать к чистовой обшивке, я снова отошел от инструкции. Киль и форштевень с княвдигедом я приклеил до чистовой обшивки. Долго думал, как закрыть слои фанеры, и не придумал ничего лучше, как покрасить их в коричневый цвет. Для этого была использована краска фирмы Тамия. Не лучшее решение.

Затем началась чистовая обшивка. Здесь никаких особых проблем не было, тем более, что я решился попробовать утюг. Сначала обшил транец. Все подрезал и приступил к обшивке бортов, положив сначала по паре реек с левого и правого борта, ориентируясь по рейке (в инструкции она называется мастер-рейка) черновой обшивки, с которой начинались шиться борта. Она толще остальных и под нее в шпангоутах производитель сделал прорези (что очень удобно и здорово облегчает начало черновой обшивки). Так что эти рейки располагались абсолютно симметрично.

 

San Martin OcCre. Обшитый транец и первые рейки чистовой обшивки с бортов

 

San Martin OcCre. Обшитый транец и первые рейки чистовой обшивки с бортов

San Martin OcCre. Обшитый транец и первые рейки чистовой обшивки с бортов

 

Затем чистовая обшивка пошла как по маслу. Обшивал я корабль, отойдя от инструкции. Расположение реек обшивки ниже ватерлинии совершенно не соответствует действительности. Все планки должны располагаться параллельно друг другу и перпендикулярно форштевню. Кроме того, планки к носу и некоторые к корме необходимо зауживать. Подгонять их иногда хлопотно, но игра стоит свеч.

 

San Martin OcCre. Чистовая обшивка подходит к концу

San Martin OcCre. Чистовая обшивка подходит к концу

 

В районе ахтерштевня планки образуют щели треугольной формы. Их необходимо закрыть клиновидными вставками. При выполнении чистовой обшивки, после приклеивания каждой планки, когда клей еще не до конца высох, я проходил мелкой шкуркой по шву. Опилки, забиваясь в шов, заполняли возможные дефекты, это предохраняло от белых проплешин. Все равно перед чистовой обшивкой корпус лучше покрасить краской под цвет чистовой обшивки. В конце концов чистовая обшивка была зашкурена. Операция много времени не заняла, так как черновое зашкуривание выполнялось после приклеивания каждой планки.

После завершения обшивки приступил к работе над носовой частью корабля. На галеонах гальюн был простой, не имел никаких регелей, фигур и прочих изысков. Проблема была лишь в подгонке его палубы. Хотя, мне кажется, по логике вещей там должна бы быть решетка. Но я не стал заморачиваться. Подогнал штатную деталь, предварительно обшив ее. Деталь встала на место без проблем. Снизу дополнил ее балками, которые по идее должны бы быть.

 

San Martin OcCre. Носовая часть

San Martin OcCre. Носовая часть 

 

Затем приступил к приклейке ограждения носовой части. К счастью, на этом этапе в наших хозмагах наконец появился клей 'Момент-столяр'. Иначе, не знаю, что бы я без него делал. В задней части, для улучшения прилегания ограждения, я снял фаску, затем долго держал, минут 20, пока деталь не приклеилась. Гальюн был готов. Полюбовавшись результатом и, тяжко вздохнув, приступил к бархоутам и планширю.

 

San Martin OcCre. Готовый нос (более поздний этап работ)

San Martin OcCre. Готовый нос (более поздний этап работ)

 

Из-за толщины планок дело это не простое. Проблему решил пар! С нашатырем как то не очень гнулись. Материала не хватало, пришлось докупить на сайте, кроме того, материал очень отличался по цвету. Итак, согнув над паром бархоуты и, наметив их положение карандашом, я приступил к их приклеиванию. Фиксировал их гвоздиками из набора, которые остались в бархоутах. Может быть они слегка переразмерены, но посмотрев иллюстрации из книги по Вазе, выложенной фрагментально в галерее, я успокоился. Возможно, стоило между ними забить еще гвоздики, а шляпки откусить. Вообще конструкция бархоутов порочна: бархоут – это такая же доска обшивки, только более толстая, а в моем варианте, как  и в инструкции, получилось, что бархоуты пересекают стыки досок, но тогда я не сообразил, как можно сделать по-другому из-за конструкции носовой части. Очень советую всем строителям Мартина и ему подобных галеонов посмотреть, как изящно решил эту проблему наш коллега, Александр Пушкаш из Днепропетровска. Его Мартин также есть в галерее.

Вертикальные кранцы установить не сложно. Ножом по линейке в бархоутах делалась прорезь, потом туда вставлялся кранец, предварительно обрезанный по длине. Окончательная форма ему придавалась уже после установки. Все клеилось Моментом-столяром.

Планширь гнулся при помощи нашатыря, в несколько приемов на плоской поверхности с предварительно вычерченной на ней формой, повторяющей изгиб фальшборта. В моем случае это была разделочная доска, свистнутая у жены. Гнутся планшири там только в горизонтальной плоскости, так что после изгиба проблем с приклейкой не было. Попутно также были установлены порты. Результат – на фото.

 

San Martin OcCre. Готовый корпус

San Martin OcCre. Готовый корпус

 

Перед лакировкой выполнил нагельные планки на гальюне. Массивные стойки, выполненные из рейки квадратного сечения 4х4 мм, были вставлены на металлических штифтах, нагельная планка также вставлена на штифтах, только потоньше. Клеилось все это клеем 'Секунда'.

Лакировка корпуса выполнялась следующим образом: кисточкой и ацетоном корпус был очищен от опилок. Сначала чистил жесткой щетиной, потом мягкой, все выдувал, протирал ацетоном и кистью покрывал мебельным лаком НЦ. Он быстро сохнет. Дело в том, что еще с занятий авиамоделизмом, я не признаю ничего долгосохнущего. Результат неплох, но блестел. Поэтому купил матовый Тамиевский аэрозольный, он придает поверхности гладенький матовый вид. Мне понравилось. Так лакировалось все: шлюпка, рангоут.

Сборка трапов, установка нагельных планов на бортах были выполнены по инструкции. Только сами нагели заменены на ореховые, приобретенные на сайте. Правда 6 штук не хватило, и как я считал?!! Пришлось самому вырезать из круглой заготовки сечением 2 мм, купленной также на сайте для весел шлюпки и осей лафетов. Нагельные планки на бортах и за мачтами устанавливались на штифтах из больших канцелярских скрепок и клеились Секундой. Коррективы я внес лишь в конструкцию нагельных планок за мачтами. Сами планки были выполнены из ореха, а не из фанеры, как в наборе. Из проблем могу отметить сложность сверления отверстий под нагели, рейка постоянно норовит расщепиться. Поэтому я сначала пропитал их Секундой, затем придал нужную форму и отшлифовал наждачкой, чтобы убрать следы клея. После такой обработки сверлить планки было намного легче, они не расщеплялись. Теперь на корпусе оставались окна и балкон. Окна из набора были выполнены 'слепыми' из металла и категорически меня не устраивали. Было принято решение об их переделке. После продолжительных экспериментов сделал окна по следующей схеме:

 

San Martin OcCre. Изготовление окон

San Martin OcCre. Изготовление окон

 

Бралась рейка темного ореха 2х8 мм, слегка обрабатывалась наждачной бумагой, чтобы уменьшить ее толщину, затем пропитывалась суперклеем (чтобы не трескалась при обработке). Из полученной заготовки при помощи ножа и надфилей (в основном круглого и плоского) выпиливалась заготовка (рис.1). Затем эта заготовка разрезалась и склеивалась, как показано на рис. 2 и 3. Снизу подклеивалась планочка подходящей ширины и толщины, которая затем подтачивалась и обрезалась (рис. 4). В итоге получалась готовая рама.

Необходимо было сделать сетку, которая имела место на корабельных окнах того периода. Для этой цели я сточил чуть ли не под ноль планочку ореха 2х8 мм сначала на крупной шкурке, затем довел до ума на более мелкой, полученную ширину не мерил, но думаю где-то 0,2 – 0,3 мм. Из этой заготовки обычным лезвием для бритья нарезал “палки” будущей сетки. Наклеил их с равным шагом сначала в одном направлении, затем в другом, перпендикулярно предыдущему. Этот процесс и результат наглядно представлены на последних трех иллюстрациях. Остекление осуществлялось при помощи небольшого количества суперклея. В качестве стекла был использован материал самого набора (целлулоид, в который была упакована подставка). Окна вклеивались в предварительно вырезанные на корпусе отверстия по форме “стеклышка”, если их не прорезать, то приклеить окна вплотную рамой к корпусу невозможно.

Изначально окна были установлены низковато, не критично, наверное, но я решил переделать. Отодрал две планки чистовой обшивки (с молитвами) от последнего перед кормой кранца до кормы и также две планки на корме. Затем приклеил новые планки, зашкурил и покрыл лаком. Получилось темнее, так как корабль стоял на окне и выгорал под солнцем. Именно этим объясняется на удивление ровный и одинаковый цвет бархоутов, кранцев и планшира. Но данная операция позволила поднять окна выше. Верхний край их теперь стал находиться на высоте 2 см над платформой балкона.

 

San Martin OcCre. Изначальный вариант окон

San Martin OcCre. Изначальный вариант окон

 

После переделки исчезнет бархоут, идущий от кранца до кормы, сами окна будут выше. Сейчас высота верхнего края окон над платформой балкона 1,5 см

 

San Martin OcCre. Переделка окошек

San Martin OcCre. Переделка окошек

 

San Martin OcCre. Вот что получилось после переделки

San Martin OcCre. Вот что получилось после переделки

 

Боковые верхние квадратные окна выполнялись примерно также. Только рама на них была проще – квадратная, из четырех планок. Она склеивалась, а не вырезалась.

Балкон был сделан почти по схеме, но и здесь не обошлось без изменений: согласно иллюстрациям из книги 'Война на море. Испанские галеоны 1530 - 1690' балкон должен быть наклонен, и располагаться в соответствии с седловатостью палубы. Поэтому саму платформу я установил не по инструкции, уложив ее прямо на бархоут. Для этого ее пришлось слегка расточить. Пиллерсы ограждения балкона, так же, как и прочих ограждений на модели галеона, были заменены на точеные из ореха, купленные на сайте. Смотрится такое ограждение куда лучше, чем просто покрашенные пиллерсы “белого металла” из набора. Все пиллерсы, как на балконе, так и на прочих ограждениях, установлены на металлических штифтах из скрепок. Основания пиллерсов пришлось подточить под наклон платформы балкона.

Наконец настала очередь кормового украшения: фигура какого-то святого на лошади. Её я окрасил в той же цветовой гамме, что и на флаге. Клеил ее суперклеем.

Отдельно хочу упомянуть о кормовой балке (так и не выяснил, как она правильно называется) крепить ее нужно не по инструкции, а сделать как можно длиннее и приклеить к килевой рамке внутри. Тогда будет прочно. Пока я этого не сделал, перетаскивая модель с места на места в тесноте своей однушки, несколько раз сломал эту деталь и замучался подклеивать.

 

San Martin OcCre. Готовая корма

San Martin OcCre. Готовая корма

 

Последний штрих – перо руля. Штатный руль меня не устраивал. Сточил его чуть ли не под ноль, оставив миллиметр толщины и обклеил планками ореха. Немного изменил саму форму руля. Переделал из латуни петли на руле. Ну не могут гвозди попадать в щели между досками! И не может доска сама держаться, одними молитвами! Петли на ахтерштевне – стандартные, из набора. Цепь подвесил немного по-другому. На руле не стал делать рым, а просто просверлил отверстие и через него протянул цепь.

 

San Martin OcCre. Руль готов

San Martin OcCre. Руль готов

 

 Часть 1  Часть 2  Часть 3   

 

© Роганов Роман, г.Пенза, 2009
© www.shipmodeling.ru, 2009


Статьи на тему:
09.02.2014Обзор европейских производителей деревянных моделей кораблей
10.06.2011Обзор модели корабля Corsair фирмы Occre
28.06.2010Обзор постройки модели Palamos фирмы OcCre. Часть 2.
27.06.2010Обзор постройки модели Palamos фирмы OcCre. Часть 1.
23.12.2006Постройка модели галеона San Francisco II от фирмы Artesania Latina
01.01.1970San Francisco II
01.01.1970Gorch Fock
01.01.1970Palamos
01.01.1970Revenge
01.01.1970Модель трамвая BERLIN